Ads 468x60px

Social Icons

воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Где находится Зашотландия?

Отчет №1. «За Шотландию!»

 Российские разработчики настольных игр все больше обретают свой голос и свое лицо. Эпоха перелицованных «Змеек и лестниц», клонированных «Дикситов» осталась позади. Сегодня синонимом русской настолки становится слово «оригинальная», т.е необычная. Неожиданные механики, гениальные находки, броские идеи и атмосферность — современное лицо русской настольной игры. Игра «За Шотландию!» всем этим требованиям отвечает с лихвой. Игра основана на известной научному миру игре – дилемме заключенного.


Дилемма известна всему научному миру, но игру основанную на ней сделали только в России. Как говорится: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Лучше мы будем играть в Колыму, чем Колыма будет играть нами.
Классическая формулировка дилеммы заключённого такова:
Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
Игру можно представить в виде следующей таблицы:


Заключённый Б хранит молчание Заключённый Б даёт показания
Заключённый А хранит молчание Оба получают по полгода. А получает 10 лет,
Б освобождается
Заключённый А даёт показания А освобождается,
Б получает 10 лет тюрьмы
Оба получают по 2 года тюрьмы

Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.
Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе— полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе— 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.
С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным.
Создатель игры не стал использовать тюремный сеттинг впрямую, а одел все это в шотландский килт и отправил кланы на праведную борьбу с английскими захватчиками.

Игроки становятся главами шотландских кланов, борющихся с английской армией под предводительством короля Эдварда I. Казалось бы банальная кооперативная «Пандемия» против вируса Эдварда I, но нет! Это русская «Пандемия» и в ней побеждают не все игроки, а только один. Кооперативная игра с одним победителем. Необычно? Оригинально? О, да!

Заработать деньги сражаясь на стороне Шотландии тяжело. Да вам дают немножко монеток за победу над англичанами, но эти деньги уходят на покупку новых войск и наемников. За предательство Шотландии английский король Эдвард I платит хорошие деньги, а именно деньги будут определять победителя если Англия не покорит Шотландию. Однако если Шотландию покорят, то победителем станет самый честный, тот кто меньше других предавал. Дилемма над дилеммой, дилеммой погоняет. Простор для тактик и стратегий.

И этот простор ещё больше расширяется картами волынок. Карты волынок — это манчикинские ништяки и подлянки. Они сильно разнообразят игру. Позволяют игрокам грабить друг друга, переманивать отряды бойцов, внезапно уводить с поля боя свои войска. Добавьте к этому всему необычный и стильный дизайн игровых компонентов, простые понятные правила, отсутствие даунтайма и вы получите современную российскую настольную игру. Игру в которую интересно играть.
Отрадно видеть, что когда вокруг все рушится кто-то встает в полный рост и произносит: Вперед! За Россию! За Шотландию!

P.S.
Приношу читателям извинения за то, что в кадр случайно попали мои личные вещи. Ведение блога отнимает все свободное время, совсем некогда навести порядок. Наверное пора завести помощников по ведению блога и уборке квартиры.


Отчет №2. «За Англию!»

Ну как вы уже догадались моя прошлая тема «За Шотландию?» была прелюдией и позволила вам немного поиграть в «За Шотландию!» даже не имея заветной коробки в руках. Дискретный выбор: черное или белое в ситуации когда даже не понятно что здесь черное и где здесь белое. Вы мне таки не поверите, но при игре в «За Шотландию!» ровно такие же ощущения. Что происходит, куда бежать и когда предавать — ведает только аллах. В дилемме заключённого предательство строго доминирует над сотрудничеством, т.е по факту перед заключенным нет выбора. Ему однозначно выгодно предавать. И дилемма состоит в том, что по всем раскладам ему надо предавать, но максимальную суммарную прибыль заключенные получают НЕ предавая друг друга. Т.е то что кажется заключенным правильным на самом деле правильным не является. Я вас разочарую: в игре нет дилеммы заключенного. В ней предательство не доминирует над сотрудничеством. В ней нет однозначно правильной стратегии или той которая хотя бы такой кажется игрокам, как в ситуации с заключенными.
Релическое отступление:
Один мой знакомый мечтает написать «Черную Библию» - книгу которая в простой и доступной форме объяснит и покажет людям, как ими манипулирует власть, религия и паханчики. Он убежден, что Библия просто художественная книга придуманная обычными людьми, соответственно человечество должно быть способно написать и «Черную библию», такую же по силе и нравоучительности.
Недавно я его подсадил на на тяжелые наркотики настольных игр и теперь он мечтает реализовать свою «Черную библию» в настольной игре, в игровой, доходчивой форме для детей и взрослых.
Игра «За Шотландию!» могла стать одним из элементов «Черной библии». Могла стать культовым и философским явлением. Могла стать пособием для тимтреннингов топ-менеджеров. Могла научить людей понимать, что не все то золото и выгода, что блестит и кажется правильным. Могла учить тому что даже предательство самого себя иногда идет на пользу тебе самому. Могла стать Морфеусом выводящим Нео из Матрицы заблуждений логики, выгоды и правильности. Могла поднять вопросы индивидуальности и коллективности. Могла, но не сделала этого. Надеюсь это первый блин и «Пандемия» не сразу строилась. Надеюсь это вырастет во что-то большее чем просто забавная и необычная настолка.
Впрочем оставим мои надежды мне и вернемся к игре...

Игра была издана по модному на Бумстартере. Честно скажу: и я там был, мед, пиво пил. Знаете это удивительное ощущение, вот живешь ты 40 лет овно овном и вдруг бац: «Ты спонсор!». Смотришь в браузер и понимаешь: бабка твоя согрешила не с водолазом, а с Абрамовичем, и во мне течет немного спонсорской крови. Где там эти Челси, акции, репо и прочие сельпо, которые я должен купить...

Бумстартер дает удивительное ощущение сопричастности, ты - спонсор, инвестор, акционер, почти совладелец. Начинаешь переживать за проект, болеть за него, сочувствовать. Можно ли после этого остаться объективным и не свалиться в джинсу? Судить вам и только вам...

Давайте начнем с презентации. Было прикольно. Кусочки «шотландки» на «английских» булавках — это было иронично. Задорные ирландские танцы. Юбки туды-сюды фьють-фьють, ножки дрыг-дрыг, ладошки хлоп-хлоп.
Открыв коробку с игрой я ощутил себя стариком Хоттабычем: так и не понял КАК девушка танцевавшая на сцене, раздававшая флаеры своей школы ирландского танца оказалась внутри коробки с игрой?
Как флаер случайной танцовщицы с презентации проник в коробку запаянную в целофан?
Волшебство, магия, но настоящая магия в том как унизить взрослых людей. Впрочем никакой магии и секрета в этом нет, просто надо устроить историческую викторину. А если викторина про Шотландию, то смачное унижение всех гарантированно. Причем чем больше подсказок вам дает ведущий, тем более униженным ты себя чувствуешь.
- Имя у него, как у Шекспира! Какая же у него фамилия?
- ДА пи-***-пи-***-пи знает знает какая у него фамилия, этих Уильямов в Шотландии пи-пи-пи, как Иванов в Зажопинске. Боже! Какое унижение, проклятый стыд...

Презентация была милой, не без унижений, но милой. Указатели прохода на презентацию можно было сделать чуть более броскими, заметными и стильными чем черные вордовские стрелки на листе белой бумаги, ну да не суть важно.

Распакуй.
Коробка большая. Продажа воздуха в настольном мире перестала быть модной, но до России эта мода видимо пока не добралась. Коробка красивая, но 50% там воздух. Картон жетонов и полей не толстый, но для игры подходит идеально. У меня одного при вскрытии игр случается ощущение «сырого картона»? Это когда вырубка вроде отличная, картон нормальный, но бумага наклеенная на картон, как-будто сырая. Начинаешь выдавливать, а она как-то тянется, ползет, отрывается не там и не так.
В игре «За Шотландию!» есть одно засадное место: жетоны голосования. Если вы их чуть не аккуратно выдавите — они станут «крапленными», тайна голосования исчезнет, игра распадется. Тайные роли и крапленность карт\жетонов известная болезнь настольных игр. В «За Шотландию!» она есть, и «сырой картон» есть, поэтому будьте оооооочень осторожны при выдавливании этих жетонов с кепкой и короной.
Мне кажется более логичными и уместными были бы пластиковые монетки\жетоны: игроки зажали в кулачке шотландскую или английскую монетку-жетон, а потом одновременно открыли. Никакого читерства и проблем с краплением. Я понмаю, что в правилах рекомендуется одновременно выкладывать жетоны голосования, но я точно знаю что по первому правилу настольщика: «За столом всегда найдется тот, кто будет тупить. Аминь». Ожидая тупящего держать картонные жетоны в потном кулачке никто не станет. Монетки были бы удобней и кстати если бы в игре были шотландские деньги и английские. Да за предательство платили бы английскими, а за сторону Шотландии шотландскими...ой ням-ням, как это было бы вкусно и стильно. Тридцать сребреников предательства жгли бы глаз и душу продажного предателя, но и без этого игра красивая, очень красивая.
И это странная красота и очарование. Это как с шотландской тканью: ну вроде уже много веков ничего нового в рисунке и расцветке нет, а блин все равно красиво, притягательно и стильно. Арт у игры странный, но эти пучеглазики так притягательны и милы. Чувствуется, что автор - эстет и форме уделяет огромное внимание. Скажем жетон чести был уныл и скучен, но потом к нему заклепкой прикрепили кусочек стильной шотландской ткани. Да не просто прикрепили, а специальным образом сложили в трое по косой и эту вещь стало приятно трогать, держать в руках.
Теперь мне есть чем натирать квадратные шары Мистериума :)
Забота автора об игроках чувствуется именно в мелочах: разноцветные пивные подставки кланов на которые выставляются войска очень удобны и для пива и для стряхивания отрядов в бой, центральное поле продумано, удобно и абсолютно по делу. Играть удобно, а за это я всегда ставлю авторам большой, жирный плюс. Ну люблю я когда обо мне заботятся и делают мне удобно.
В игре видишь Произведение, Творение. И с этим автора можно поздравить, как художник и дизайнер он в игре реализовался на все сто. Осталось выяснить, как обстоят дела со вторым корнем слова в названии профессии геймдизайнер. С этим самым «гейм», тут все сложно...
Мы гневно осуждаем игры про майдан и плохих русских, но с радостью играем в игры про шотландцев предателей. А чО? Шотландцы это же не люди, это как чукчи из анекдотов. Кто из нас видал живого шотландца? Что мы знаем об истории Шотландии? (О! Боже, проклятый стыд унижения.)
Ничего не знаем. И шотландцы для нас зверушки, а не люди, над ними не грех пошутить и постебаться. Вот только...люди в Германии, Англии и Франции видели живых шотландцев. И я не уверен, что они оценят такой стеб. Соответственно перспективы игры в Европе в шотландском сеттинге весьма сомнительны. Впрочем не я первый это говорю, но автор остался верен сеттингу.
Не знаю, что им в этот момент руководило, но поскольку за свое решение он отвечает своим рублем, то эту ответственность или безответственность невозможно критиковать.
Вы заметили, что невозможно понять это было: ответственное решение или безответственная блажь?

Ровно так все непонятно и в игре.
Дилеммы заключенного нет, тебя не толкают на однозначное предательство. Во время игры вы не раз себя поймаете на мысли, что фиг его знает что надо делать: предавать или не предавать. Предательство приносит большие деньги, но только в том случае если ты единственный предатель. При этом если Англия захватит Шотландию, то толку от этих денег не будет. Соответственно ты должен предать так, чтобы ты был единственным предателем и Англия в этом туре НЕ выиграла, т.е ты предаешь ради ПРОИГРАВШЕЙ стороны, что кажется не шибко логичным и жизненным. Получается выигрышная тактика: предавать когда у англичан на бой выходит слабый отряд, но... есть другие игроки и если они держатся той же тактики, то бабла вам достанется совсем мало. Вскрываетесь, видите, что вы все за Англию и недоумении пялитесь друг на друга: «чО это сейчас было?».

«За Шотландию!» игра в которой игру строят сами игроки, а не фишки и правила. Это как в «За бортом!»: если за столом компания сильная, хитрая и веселая, то будет смачное приключение. А если нет, то вы уныло и скучно будете грести до самого берега.
Покупая «За Шотландию!» вы должны понимать, что игра в вас самих, а не в коробке. Это конечно не набор пивных пробок, но от вас и компании очень многое будет зависеть.
Причем игра не поможет вам понять когда предавать, а когда верно биться за Шотландию. И логика не поможет, скорее всего все останется на уровне сиюминутной интуиции.

Видно что автор тщательно тестировал игру, странные и абсурдные правила про отрыв на пять ножей от ближайшего игрока латают дыры и сглаживают косяки в механиках. За этим видно работу и ты невольно прощаешь автору эту странность и оторванность от реального мира, а надо честно сказать игра весьма реальна и атмосферна.
Автор старательно создает и нагнетает эту атмосферу, погружает вас в нее. Экскурсы в историю Шотландии (о! Проклятый стыд унижения!), названия кланов, дизайн игры. Автор реально очень хорошо погружает вас атмосферу борьбы за Шотландию.
Однако даже в этой атмосфере кто-то умудрился испортить воздух: у кланов нет лица.
Нет лицо есть: пучеглазое, в татухах, со своим особым рисунком «шотландки» на заднике, но у них нет характера, нет лица. В «Терра Мистика» у каждого народа/клана свой характер, свои особенности. Кланы в «За Шотландию!» безликие, как презервативы в одной упаковке. Кто из них больший предатель, кто больший хитрец, кто шустряк, а кто стоп честности на которого бывает проруха - не понятно. Просто кланы, с разной тканью, без характеров и с лицами, которые очень быстро засыпают жетоны и монетки. Очень атмосферная игра с абсолютно бесхарактерными героями, это как подлый, тихий пук в сауне: атмосфера есть, но она уже не та.
С правилами то же странная штука, если не сказать дилемма. Внешне они просты и когда играешь они действительно просты и примитивны, но...
Как вы отличаете настольщиков от любителей? Я по первому вопросу, который задают при объяснении правил игры.
Первый вопрос настольщика: «Что приносит победу в этой игре?», после этого уже можно ему рассказывать про мелочи, отступления, исключения и механики трансформации одних ресурсов в другие, но настоящий настольщик в первую очередь выясняет что приносит победу в игре. Спросите меня: «Что приносит победу в игре «За Шотландию!» и вы услышите: «Деньги если Англия НЕ оккупировала Шотландию и минимальное количество клинков предательства если Англия завоевала Шотландию. Только количество клинков зависит не только от количества предательств игрока, но и от рандомного количества клинков нарисованных на каждой карте». В этот момент у одних рвутся шаблоны, а у других килты. У меня порвалось и то и другое. Разорванный в клочья настольщик естественно задает второй вопрос: «И как тогда в это играть?» и получает ответ: «А вот так! Весело! Хитро и подло!». И ты понимаешь, что стоишь на асфальте в лыжи обутым и что-то идет не так...
Начинаешь играть и снова не понимаешь когда тебе предавать, а когда держаться в стаде. Лыжи гремят по асфальту, разорванный шаблон и килт трепещет на ветру. Первые несколько боев с англичанами вы будете себя чувствовать себя мягко говоря странно. Возможно у некоторых это продлится до конца первой игры. Упаси вас Боже бросить в этот момент игру. Ждите прихода, ждите когда вас накроет Зашотландией. Когда это случится все станет действительно весело, хитро и подло.
Ведь игра просто переполнена взаимодействием между игроками, кознями и подставами. Это даже не америтрэш, это рашахардкор — бессмысленный и беспощадный.

У игры есть дырки, неудачи, косяки. Да и сама игра в предательство не поднмает мораль и нравственность в обществе. Есть откровенная дизайнерская ошибка: щиты на картах совсем никак визуально и смыслово не дружат с жетонами отрядов. Надо было как-то пусть безобразно, но единообразно. Стилизованная то ли двойка под Z, то ли Z под двойку – косяк, красоты на копейку, проблем с пониманием на рубли. Сеттинг-издевательство на шотландцами ошибочен и более этичным был бы сеттинг Старки-Ланнистеры-Баратеоны-Таргариены-Грейджои, дух предательства на этот сеттинг лег бы идеально. Есть проблема с выставлением отрядов на бой: последний видит всю картину и имеет аЦкое преимущество, ему есть над чем думать, а все остальные ставят в слепую, как котята. Мы это естественно сразу захомрулили и ставки делали, как в покере: бесконечный райз, но только вверх. Все эти траблы и косяки есть, но главное в игре есть стиль и атмосфера.

«За Шотландию!» - это Творение, Произведение искусства. Видно, что создатель и издатели пытались ее улучшить до последней минуты. Не удивлюсь если они бегали по заводу и в ручную подбрасывали в коробки последние улучшения. Главное у них получилось Произведение.
Произведение, которое тебя окутывает, погружает и накрывает с головой. Оно рвет шаблоны, ставит в тупик, задирает килты и провоцирует.
Оно дарит эмоцию, переживание, впечатление, а это то ради чего мы покупаем игры.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Blogger Templates